Посетил предприятие группы ГАЗ — Барнаултрансмаш. Одновременно удивлён и разочарован.

Барнаултрансмаш 1970 год
Барнаултрансмаш 1970 г. ©ok.ru/barnaul.y

На днях посетил в Барнауле одно из предприятий двигателестроительной отрасли России, а именно Барнаултрансмаш. И на самом деле я был немного удивлён масштабам данного предприятия. Они конечно впечатляют. Минут 10-ть шёл от проходной до здания заводоуправления. И пока шёл, разглядывал предприятие с некой грустью.

Как родилось производство двигателей «Барнаултрансмаш»

Данный завод, как и большинство предприятий гигантов Барнаула, возводился в годы Великой Отечественной Войны. 

На базе эвакуированных предприятий Европейской части СССР. А именно на базе Харьковского и Сталинградского тракторного, Сталинградского № 264, Ленинградского № 174, Кировского и Ижорского заводов.

Датой рождения производителя двигателей танкового назначения принято считать 6 ноября 1942 года. Именно тогда был собран и испытан танковый двигатель В-2 для танков Т-34.

Барнаултрансмаш
Барнаултрансмаш 2020 г. проходная

Сейчас просто невозможно представить как  в  труднейших  условиях  военного  времени,  полуголодные,  полуодетые  люди  смогли всего  за 2 месяца  построить  завод,  смонтировать, запустить оборудование и начать выпускать такую сложнейшую техническую продукцию,  как  быстроходные  дизель-моторы. Это был трудовой подвиг всего коллектива и строителей, и работников завода. О значении его говорит такой факт: танки Т-34 были заслуженно  признанны  лучшими  танками Второй мировой войны. Одна из причин этого – применение в танке Т-34  мощного, надёжного дизеля В2. По сравнению с бензиновыми  двигателями  на  немецких  танках  менее пожароопасного.

©  ПОЛЗУНОВСКИЙ АЛЬМАНАХ   №3  2005 год.

Тогда завод носил неприметное имя С-10, позже “завод № 77”. Как и большинство заводов военного назначения название было нумерационное. Но после окончания войны и выхода из подчинения военного комиссариата в 1946 году, завод был переименован в “Трансмаш”.  

Своё современное название “Барнаултрансмаш” предприятие получило с 1991 года.

Интересный факт

В 1950-х годах в Китае был построен практически завод клон “Барнаултрансмаша”. При помощи наших специалистов в помощь коммунистической партии КНР. А уже в 1958 году на китайском “Трансмаше” был выпущен первый танковый двигатель.

Современное производство

Данную аббревиатуру можно было применить к предприятию в 1960-е годы. Именно тогда предприятие начало свою масштабную реконструкции, модернизацию, увеличение производственных мощностей и строительство новых цехов.

Рапорт Барнаултрансмаш 1969 год
©history-foto.livejournal.com

На предприятии внедрялись современные технологии обработки того времени. Станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры.

Это пожалуй была последняя такая модернизация производства на Барнаултрансмаш. Позже предприятие практически не получало нового оборудования.

И на текущий момент, весь станочный парк предприятия из прошлого столетия. Так же как и разработки.

Потому что, те небольшие модернизации двигателей или запущенное производство дизель-генераторов назвать новыми разработками язык не поворачивается. Их сейчас пожалуй делают чуть ли не в каждом “гараже”.

Как выглядит Барнаултрансмаш сейчас

Что же касается территории предприятия, то, как и сказал выше она очень большая. Строили с размахом конечно.

После того как проходишь проходную, то тебя сразу встречает Владимир Ильич Ленин.

В.И. Ленин на Барнаултрансмаш
В.И. Ленин на Барнаултрансмаш

Далее по левую сторону стоит здание очень старое. Подходить не стал читать, что написано на табличке. Чтобы лишний раз не беспокоить охранников. Скорее всего это было какое-то заводоуправление на ранних этапах. Хотя я могу ошибаться.

Старое здание на Барнаултрансмаш
Старое здание. Скорее всего не функционирует.

По пути наблюдаю как сносится здание, и расчищается территория. Скорее всего тоже простаивало. Как и здание перед этими цехами.

Снос цехов на Барнаултрансмаш
Снос цехов на Барнаултрансмаш

По пути к зданию заводоуправления, мне попала в глаза довольно примечательный коммунистический лозунг. Который каким то чудом остался висеть на стенах цеха.

Производство дизельных двигателей Барнаултрансмаш
Суточный график — закон производства.

На здании сверху хотя бы окна из акрила или поликарбоната стоят и это уже хорошо. Но не везде так хорошо, как на этом здании. Некоторые совсем в ужасном состоянии.

И если вы подумали, что данное здание не функционирует, то вы не правы. Это один из литейных участков, а именно термообрубной алюминиевого литья и там работают люди. Вот что там внутри.

Но это не весь Барнаултрансмаш

На здании заводоуправления висят знаменательные вывески. Которые гласят о том, что предприятие производящее дизельные двигатели не раз удостаивалось высочайших наград СССР.

Заводу было чем гордиться.
Почётные награды СССР

Потом я ещё немного прогулялся по территории и посмотрел на некоторые цеха. И удивился как много на территории литейных цехов. Я знал, что на этом предприятии их много, но чтоб чуть ли не каждый второй цех. Это удивило. Но больше всего поразило количество заброшенных цехов.

Когда такое наблюдаешь, то грустно становится. Но поделать ничего нельзя. Объёмы производства сокращаются. Конкуренция высокая и выживает сильнейший. В то время как другие без новых разработок и современных технологий лишь за счёт гособоронзаказов живут. Но долго ли они это смогут делать?


Сегодня «Барнаултрансмаш» входит в состав холдинга «Русские машины«, конструирует и производит судовые, промышленные и транспортные дизели, газопоршневые двигатели и электростанции, мини-ТЭЦ.

Кроме основной продукции, завод изготовляет и реализует чугунное, стальное и цветное литьё, штамповки, поковки, технологическую оснастку, металлорежущий и мерительный инструмент.

https://ru.wikipedia.org/

Конечно, адекватные люди понимают почему такое происходит с легендарными предприятиями, а другие будут только кричать что Путин развалил. Если честно, то переубеждать ни кого не стану, у каждого должно быть своё мнение.

Я же вижу то, что предприятие попросту не развивалось долгое время. Оно как бы в анабиозе было и руководство рассчитывало, что будет, как и раньше. Будут пятилетки и государственные заказы. Будут строить военную технику тысячами, как и судовые двигатели для водной техники. Но всё пошло по другому.

Поделитесь ссылкой:

2 комментария

  1. Да уж. Мы для них даже современную форсунку сделали(относительно того что они сами делают конечно, новое поколение куда дальше ушло уже), но для сохранения своих рабочих мест они отказались от нашей. Но развития своего цеха топливной аппаратуры так и нет. Вопрос закрытия изготовления топливной аппаратуры- это вопрос времени и причем очень короткого, если не произойдет чуда. Жалко. Такое предприятие мощное в свое время было. Ходит по рукам как девушка лёгкого поведения и это не вина тех людей которые там работают, они работают так, как их научили.

    • В этом то и дело. На самом деле очень обидно за предприятия, которые были флагманами в своё время. Сейчас они доживают свой век. И я не удивлюсь, что рано или поздно заказы на двигатели для военных уйдут другим заказчикам, а данный завод закроется. Но мне кажется не стоит переживать по этому поводу, так как это естественный отбор. И если собственник не дальновидный, тут уж ничего не поделать. Хотя, заводы с двигателями для военных, под своё крыло могло бы и государство забирать. С дальнейшей продажей пакета акций. Ведь на развитие и НИОКР в двигателестроении приличные средства нужны, а ещё и перевооружение предприятия. Без которого производство современных моделей двигателей не возможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *