Для многих людей в нашей стране отзывается болью слова об уничтожении Алтайского тракторного завода. Действительно это прискорбное событие, о котором хочется забыть и не вспоминать больше. Но уже ничего из памяти не вычеркнуть.
Некогда былой гигант советского производства превратился в руины. И лишь осколки огромного производства продолжают существовать производя небольшие объёмы техники. Которая раньше выпускалась десятками и сотнями тысяч.

Содержание
Краткая история Алтайского тракторного завода.
Начало жизни для данного предприятия дали военные годы. А именно октябрь 1941 года. Когда правительством СССР было принято решение о строительстве Алтайского тракторного завода. Причиной конечно являлась война проходившая в Европейской части страны.
Примечательно, что большинству производств Алтайского края дали жизнь именно военные годы. Предприятия эвакуировали в Сибирь по причине отсутствия военных действий.
Алтайский тракторный завод был основан на оборудовании и технологиях трёх эвакуированных предприятий. А именно Харьковского, Одесского и Сталинградского заводов.
Естественно в те годы завод был на пике своего роста. Потому что только здесь производились гусеничные трактора на фронт.
В 1944 году на Алтайском тракторном заводе создали первый трактор ДТ-54. Впоследствии данный трактор и на Волгоградском заводе производили. Они были основой для самого популярного трактора за всю историю СССР — ДТ-75.
Также на Алтайском тракторном заводе была запущена линия поточной сборки тракторов. Что позволило значительно повысить производительность труда данного предприятия.
В 1957 году Алтайский тракторный завод выпустил свою первую модель трелёвочного трактора. И в последствии трелевочные трактора Алтайского Тракторного завода стали очень популярны в СССР.
В чём причина такого успеха Алтайского тракторного завода?
Как писал выше, основной фактор успеха Алтайского тракторного завода был в том, что он являлся единственным предприятием на территории СССР во время военных действий. И только здесь можно было приобрести трактора для фронта.
Позже благодаря научным изысканиям ученых ссср. Было доказано, что гусеничная техника являлось более эффективной и щадящей для почв, по сравнению с колесными тракторами. В связи с этим правление СССР приняло решение о том, чтобы сконцентрировать основное производство именно на гусеничной техники.
Именно этот фактор и послужил основным успехом для Алтайского тракторного завода. Так как большинство предприятий в СССР основной упор делали на выпуске тракторов на гусеничном ходу. А это около 80% выпускаемых в Советском Союзе.
В то время как мировые производители в основном шли по пути производства колесной техники. Несмотря на то, что она значительно уступала по своим характеристикам техники на гусеничном ходу.

Но помимо значительного преимущества они имели и ряд недостатков.
Во-первых, к недостаткам можно отнести дороговизну содержание данной техники. Во-вторых, данная техника имела ограничение по передвижению на дорогах общего пользования. В третьих, это универсальность применения техники. И в четвёртых как минимум худшая комфортность для водителя.
Закат некогда успешного предприятия.
Если говорить объективно, то закат предприятия начался с заката Советского Союза. Так как во время СССР была плановая экономика и основным заказчиком продукции было государство. А значит и успехи предприятий определяло именно государство.
Вступив в новую реальность, многие предприятия столкнулись с низким спросом на свою продукцию.
Большинство сельхозпроизводителей не могли себе позволить приобрести новую технику. В том числе и технику на гусеничном ходу. С течением времени дела у сельхозпроизводителей немного поправились. Но уже прошло слишком много времени.
И это время оказалось губительным для большинства производителей сельхозтехники СССР. Так как большинство из них не шло ногу со временем. Они не усовершенствовали свою технику и просто оказались не нужны рынку.
Но это не основная причина. Основной причиной оказалось, то, что техника на гусеничном ходу для сельхозработы стала непопулярна. Об этом я говорил в самом начале. Пока СССР шло по пути производства техники на гусеничном ходу весь мир концентрировался на колёсном.
Трактора на колёсном ходу являются более универсальными и не имеют ограничения на перемещение по дорогам общего пользования. Именно поэтому большинство сельхозпроизводителей и отдают ей предпочтения.
Ориентация на производство техники на гусеничном ходу и послужило гибелью Алтайского Тракторного завода.
Только за счёт трелёвочных тракторов и живут
Если посмотреть на осколки некогда былого гиганта. Я имею в виду предприятия выходцев с Алтайского тракторного завода. То можно заметить следующую тенденцию. Основной упор их производства сконцентрирован на трелевочных тракторах.
Потому что именно эта техника является востребованной в лесозаготовке. В то время как сельхозпроизводители всё больше отдают предпочтение техники на колесном ходу.
А был ли шанс у Алтайского тракторного завода?
Конечно у Алтайского тракторного завода был шанс выжить, как и у Советского Союза. Если бы страна также осталось в плановой экономике, естественно можно было бы продолжать выпуск данной техники. Что скорее всего и произошло бы.

А так как СССР приказала долго жить, то и все неэффективные предприятия некогда могучей страны отправились вслед за ней.
Конечно могли перепрофилироваться на технику пользующийся спросом. Но почему-то это не произошло. Возможно от недальновидности собственников, а возможно и высокая стоимость такой затеи.
Почему-то в нашей стране принято считать, что таких производителей как Алтайский тракторный завод развалил президент. Естественно это не так. На всё есть экономические причины.
Можно даже привести в пример американский город Детройт, который был очень успешным и крупным центром производства автомобилей. На данный момент этот город можно назвать одним сплошным гетто. Вот вам и пример, того как действует Капитализм. Он не щадит ни кого, всё ради денег.
Если спрос на технику с гусеничным ходом вырастет в нашей стране, то многие производители воспрянут. А так же возникнут новые. Потому что в закромах предприятий имеются разработки, которые на текущий момент рынком невостребованные. Но возможно, наступит то время, когда по дорогам сёл снова будет с шумом гусениц катить пьяный тракторист разгоняя кучки гусей.